ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К РЕСПУБЛИКАНСКОМУ КОНКУРСУ (КОНФЕРЕНЦИИ) УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
Барсукова Елена Григорьевна,
учитель географии высшей квалификационной категории, заместитель директора по воспитательной работе
Государственное учреждение образования «Гимназия г.Ветки»
География как предмет и как наука предоставляет педагогам и учащимся широкое поле для подготовки к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в Государственном учреждении образования «Гимназия г.Ветки» представлена работами не только по географии, но и по другим учебным предметам в области изучения географических и исторических особенностей Ветковского района, литературного и историко-культурного наследия района.
В моей практике с учащимися наработаны различные виды исследовательских проектов: «Ветковщина православная», «Изучение и анализ демографической обстановки в Ветковском районе», «Семь чудес Ветковского района», «Земля! Как много в этом слове…».
Сегодня я хочу остановиться на одном из проектов, который был отмечен дипломом третьей степени на Республиканском конкурсе работ исследовательского характера учащихся по учебным предметам.
С чего же все начиналось?
Центральный вопрос, который стоял перед учащимися при выполнении проекта - какие минерально-сырьевые ресурсы есть на территории Ветковского района.
В учебных пособиях по географии информации о минеральных ресурсах Ветковского региона нет. Изучение теоретического материала начинали с поиска общей информации, а затем находили информацию узкоспециализированного характера.
Учащиеся консультировались с сотрудниками Ветковской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, с администрацией зоны отчуждения и отселения по Ветковскому району, сотрудниками лесохозяйственного учреждения «Ветковский спецлесхоз». В результате были выделены новые направления для дальнейшего пути исследования.
Был создан «банк данных» материалов по работе, т.е. составлена краткая характеристика того, что известно об исследуемом объекте.
Первоначально работа имела описательный характер.
Первая демонстрация этого проекта прошла на Ветковской районной научно-практической конференции "Шаг в будущее".
Уже здесь стало понятно, что проект необходимо доработать. География – это, прежде всего, карты и нам не хватало визуализации. Информация, хоть и была интересной, но воспринималась тяжело. Почему же не показать расположение имеющихся минерально-сырьевых ресурсов в Ветковском районе на картах? Как это сделать? Школьный курс не предусматривает изучение информационных географических систем.
Нам потребовалась помощь, и мы обратились к преподавателям геолого-географического факультета Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины. Павловский Александр Илларионович, заведующий кафедрой познакомил с географической информационной системой MapInfo, дающей возможность создавать картосхемы самостоятельно.
Изучение совершенно новой программы казалось достаточно сложным. Однако проектную деятельность вполне можно совместить с групповой работой.
К нашему проекту подключился учитель информатики, который консультировал и помогал в освоении информационной системы и подготовке картосхем.
Создание новой картосхемы было реализовано путем обработки редактирования растровых изображений, которые могут представлять собой сканированные снимки или карты.
Мы брали уже существующую карту Ветковского района и с помощью программы MapInfo создавали новую картосхему, а затем на разные слои этой карты наносили месторасположения полезных ископаемых. Для нанесения месторождений полезных ископаемых были использованы данные Республиканского унитарного предприятия "Белгеология".
После такой существенной доработки проекта элементами визуализации, когда мы создали картосхемы с указанием месторасположений минерально-сырьевых ресурсов в Ветковском районе, было принято решение представить работу на республиканской научно-практической конференции учащихся средних, средних специальных учебных заведений и студентов младших курсов вузов «От Альфа к Омеге…».
Работа получила положительную рецензию программного комитета и была опубликована в сборнике электронных научных работ, который представлялся для депонирования в ГУ "БелИСА" (с целью приравнять электронные публикации к печатным изданиям).
На этом останавливаться было нельзя. Работа была представлена на республиканском конкурсе "Компьютер. Образование. Интернет", участвовали в республиканском молодежном проекте "100 идей для Беларуси", в открытой олимпиаде обучающихся "Шаг к инновациям", в конкурсе научно-технического творчества "ТехноИнтеллект". Выступали перед аудиториями учащихся и педагогов, принимали критику, получали рекомендации специалистов, исправляли и дополняли работу. И снова презентовали.
Участие в Гомельской научно-практической конференции учащихся "Поиск" стало для работы отправной точкой на Республиканский конкурс работ исследовательского характера учащихся по учебным предметам.
Мы понимали, что должны представить на конкурс качественную, глубоко-проанализированную и практически значимую работу. Нужны были консультации специалистов. После демонстрации работы на областных тренировочных сборах Государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» проект был доработан.
В результате сотрудничества работа получила Диплом III степени на Республиканской конкурсе работ исследовательского характера учащихся по учебным предметам.
В настоящее время проект «Минерально-сырьевая база Ветковского района» получил признание не только среди учащихся гимназии, но и среди студентов первого курса геолого-географического факультета Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины.
Ведь его создание имело не только теоретическую направленность, но и практическую значимость.
Проект - это не только работа на результат, но и интереснейший процесс. Конечно, при условии, что есть инициативность учащихся, увлеченность педагога, креативный подход к решению проблем.
А важными условиями реализации проекта являются: создание комфортной психологической среды, установление партнерских взаимоотношений, которые дают возможность учитывать разные мнения и позиции, включение различных специалистов и распределение ответственности, создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.