Учиться? Легко!
— Если ты не знаешь теории, значит — не сумеешь применить её на практике. Пустая «зубрёжка» ни к чему не приведёт. Правильно учить — значит, понимать, — рассказывает Наталья Андреевна Ивинская, педагог-психолог психологической службы БГУ.«Но как, — спросишь, содрогнувшись, — пытаться понять ещё и ещё, если мозг и без того забит информацией? Времени нет! Голова уже просто пухнет от «ночного» английского, истории, химии, физики! А-а-а-а-а!» Стоп! Без паники! Вдохни глубже и… читай!
10 правил эффективной подготовки:
1. Работай ежедневно в одно и то же время. Чередуй занятия с отдыхом — активными движениями, к примеру, с ходьбой. Чем больше ты будешь «ворочаться», тем больше информации усвоит мозг.
2. Принимайся за дело быстро, без промедления. Не трать много времени на раскачивание, втягивание в работу.
3. Не жди соответствующего «учебного» настроения, а создавай его усилием воли. Надо уметь заставлять себя трудиться регулярно даже при отсутствии вдохновения. Ведь у тебя есть мотивация, правда?
4. Приступая к работе, посмотри, что сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз. — Если установлена связь нового материала со старым, то первый будет более доступным: он лучше усвоется, — замечает Наталья Андреевна.
5. Занимайся сосредоточенно, внимательно, думая исключительно об учёбе.
6. Научись развивать в себе интерес даже к скучной, но нужной работе. Неверно поступают ученики, которые изучают с охотой лишь любимый предмет, а другие — кое-как. И ещё: не стоит весь день тратить на подготовку одного урока — это утомляет.
7. Работай с твёрдым намерением понять, усвоить, закрепить изучаемый материал. Развивай в себе уверенность: ты можешь и должен это сделать!
8. Уделяй больше времени сложным предметам, не обходи трудности, старайся преодолевать их самостоятельно.
9. Пользуйся различными приёмами, чтобы глубоко понять изучаемый материал: записывай, составляй схемы, таблицы, пересказывай прочитанное.
10. Стремись видеть практический смысл в усвоенных знаниях, старайся понять, как они помогут тебе в будущей профессиональной деятельности. Учитывай также, что в подготовке к экзамену, контрольной работе планирование играет одну из важных ролей. Оно помогает быстро включиться в работу, к примеру, после продолжительных каникул.
Удивительно (и ты со мной согласишься), но бывает период, когда учи не учи, а в голове — ноль. Так вот, оказывается, наиболее плодотворное время для «мозговых атак» — с 8.00 до 15.00; максимальная работоспособность — с 10.00 до 13.00, затем с 16.00 до 19.00 и в промежуток 20.00 — 24.00. Причём степень внимания и эффективность запоминания снижаются к концу каждого периода.
Доказано: зарядка и водные процедуры повышают тонус головного мозга и всего организма. Как результат, обостряются зрение и внимание, освежается память, проясняется мышление. «А что делать с истощёнными нервами?» — спросишь.— Контрольная работа, экзамены, конечно же, стресс. Но это перенапряжение надо воспринимать как положительный фактор, ведь без него не будет продуктивной работы, — продолжает педагог-психолог. Лучшее средство от усталости — полноценный сон, а также смена видов деятельности. Ты можешь, к примеру, сделать уборку, сходить в магазин, погулять, поговорить с другом (однако стоит избегать общества, которое тебя тяготит, разговоров, которые раздражают). И только после этого спокойно, без спешки и суеты снова сесть за учёбу. Но! Планируй свои дела так, чтобы всегда был запас времени — мало ли что? Когда будешь «срываться» на близких людях, подумай: ведь это всего лишь усталость. При чём тут мама, папа, брат, сестра? Чем выше нервное напряжение, тем меньше недостатков прощаешь окружающим. Будь великодушен и терпим! Ближе к «выпускным», «вступительным», "сессии" — и твоё психологическое состояние доходит до «точки кипения»! Как следствие, возникают всякого рода сомнения, например, «а стоит ли продолжать учиться-мучиться?». Не поддавайся! Подобные мысли — удел слабых. Сильный уверен, что всё выдержит и победит. Ну а для того, чтобы триумф состоялся, необходимо… спать!
мо материалам Дарьи Кургановой, «Переходный возраст»