КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ?
Педагог – это человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой. Педагогические должности можно разделить на 3 основные группы: преподаватели, учителя и воспитатели.
Преподаватели работают в учреждениях высшего образования. Они занимаются чтением лекций и проведением практических занятий по различным учебным дисциплинам, разработкой экзаменационных вопросников и оценкой экзаменационных работ и результатов тестирования. Кроме того, они проводят научные исследования по вопросам, связанным с их специальностью, разрабатывают и издают научные труды и статьи, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах.
Учителя работают в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Они занимаются разработкой и выполнением учебных программ по различным предметам в соответствии с планом и графиком учебного процесса, чтением лекций, проведением уроков и практических занятий, проведением зачетов и экзаменов с целью оценки степени освоения обучающимися учебных программ. Также в обязанности учителя входит поддержание связи с родителями обучающихся, организация внешкольной деятельности, составление отчетов и другой документации, связанной с их педагогической работой.
Учителя начальных классов, кроме того, занимаются воспитательно-образовательной и оздоровительной работой по обеспечению полноценного физического и психического развития детей, созданием в классе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей учащихся, изучением их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Их педагогическая деятельность осуществляется в тесном контакте с родителями (опекунами) детей.
Воспитатели работают в учреждениях дошкольного образования. Они занимаются созданием условий для развития индивидуальных и творческих способностей, познавательных интересов, физической подготовки и коррекции недостатков у детей. В их обязанности также входит поощрение языкового развития детей в процессе рассказывания историй, постановки пьес, пения, ритмики, неформальных разговоров и осуществление дифференцированного подхода к воспитанию ребенка в зависимости от пола. Работа воспитателей также осуществляется в тесном контакте с родителями (опекунами) детей.
Кроме того, к педагогическим специальностям относятся и такие, как
- культорганизатор, который занимается эстетическим воспитанием учащихся, приобщает их к миру культуры и вовлекает в творческую деятельность;
- педагог-психолог, в чьи задачи входит оказание помощи в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений, создание благоприятного психологического климата в группах и др.;
- педагог дополнительного образования, который может руководить кружком, клубом, секцией, хором, ансамблем и т. д.
ЧТО ДЕЛАЕТ ПЕДАГОГ?
Основные сведения о работе педагога
Учителя и преподаватели имеют широкий спектр обязанностей, но самыми основными являются разработка планов учебных занятий, их проведение и контроль успеваемости учеников или студентов. Хотя все педагоги выполняют те же основные функции, их работа может существенно варьироваться в зависимости от преподаваемого предмета и возраста учеников.
Так в системе образования Республики Беларусь можно выделить следующие основные ступени:
- дошкольное образование (ясли, детские сады);
- начальное образование (1-4 классы средней школы);
- образование старшего звена (5-11 классы);
- профессиональное образование (учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования).
Отдельно можно выделить специальное образование, которое предполагает обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.
Углубленные сведения о работе педагога
Воспитатели детских садов и учителя начальных школ помогают своим ученикам с базовыми навыками, такими как чтение, математика и письмо. Некоторые педагоги используют для этого творческие и интерактивные методы обучения. Они прививают им привычку и интерес к изучению окружающего мира, приобретению новых знаний, а также навыки межличностного общения и взаимодействия.
Учителя старшего звена специализируются на каком-то определенном предмете, но также продолжают прививать своим ученикам основные жизненные навыки и знания. Более взрослых детей может быть сложнее подтолкнуть к освоению чего-то нового. Иногда чтобы мотивировать их познавательную активность, педагогу приходится бросать им вызов, но это требует и от него постоянного расширения своих знаний.
Еще одна особенность работы педагога на этом этапе – это подготовка учеников выпускных классов к поступлению в другие учебные заведения.
Рабочий график преподавателей в учреждениях профессионального образования отличается от рабочего графика учителей в школах и детских садах, так как его занятия могут проходить в разное время. Рабочий отпуск педагога обычно длится около 2 месяцев в летнее время.
ШАГИ НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
ПОЛУЧИТЬ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Чтобы работать педагогом в детском саду или начальной школе, необходимо окончить одно из учреждений среднего специального образования по педагогической специальности.
ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 СТУПЕНИ
Для работы учителем в классах старшего звена средней школы необходимо иметь диплом об окончании учреждения высшего образования по педагогической специальности.
ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2 СТУПЕНИ (СТЕПЕНЬ МАГИСТРА)
Чтобы получить углубленную подготовку по педагогической специальности или продолжить образование и получить дополнительные знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, необходимо, имея высшее образование 1 ступени, успешно окончить магистратуру.
Степень магистра также дает возможность иметь более высокую заработную плату и более быстрое продвижение по карьерной лестнице.
ПОЛУЧИТЬ СТЕПЕНЬ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Для дальнейшей научно-исследовательской работы в области педагогики необходимо окончить аспирантуру и получить степень кандидата педагогических наук. Для поступления в аспирантуру необходимо иметь высшее образование и степень магистра. Степень кандидата наук открывает дорогу в докторантуру и в целый ряд научных и учебных заведений для трудоустройства.
ПОЛУЧИТЬ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
В докторантуру принимаются лица с ученой степенью кандидата наук, имеющие научные труды (статьи, монографии, изобретения, патенты и другие материалы, подтверждающие вклад в науку), составляющие в совокупности основу для докторской диссертации с возможностью ее завершения в течение трех лет. Степень доктора наук является показателем того, что на основании выполненных автором диссертации исследований совершено новое крупное научное достижение, либо решена серьезная научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение.
КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ
Чтобы быть успешным в своей области, педагог должен:
- быть организованным и внимательным к деталям;
- быть в состоянии четко объяснить концепцию, чтобы это было понятным обучаемым;
- быть собранным и способным контролировать ситуацию в случае непредвиденных обстоятельств на уроке;
- быть терпеливым, понимающим и толерантным;
- быть чрезвычайно хорошо осведомленным в своей области знаний, чтобы компетентно отвечать на вопросы учеников и качественно проводить занятия;
- уметь грамотно письменно и устно излагать свои мысли, чтобы качественно объяснять учебный материал, общаться с учениками, их родителями, другими преподавателями и прочими членами школьной системы.
Использована информация с источника Гомельский областной профориентационный портал
http://rct.gomel.by/portal/index.php?do=profclast&stat=ped.
Учреждения Гомельской области, в которых можно получить педагогическое образование
Университеты |
||
1. |
"Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины |
|
2. |
"Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина" |
|
№ п/п |
Учреждение образования |
Специализация, квалификация |
Колледжи |
||
1. |
"Гомельский государственный педагогический колледж им. Л.С. Выготского" |
На основе общего базового образования (после 9 кл.) Дошкольное образование (ритмика и хореография, логопедия, творческая деятельность, иностранный язык) Музыкальное образование (творческая деятельность, ритмика и хореография) Начальное образование (ритмика и хореография, творческая деятельность) Физическая культура (физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая работа) На основе общего среднего образования (после 11 кл.) Дошкольное образование. (Заочная форма получения образования) Физическая культура. (Заочная форма получения образования) |
2. |
"Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф. Соколовского" |
На основе общего базового образования (после 9 кл.) Дирижирование (народный хор, академический хор) (преподаватель) Инструментальное исполнительство (специализация по инструментам) (преподаватель) Искусство эстрады (преподаватель) Музыковедение (преподаватель) Хореографическое искусство (народный танец) (преподаватель) На основе общего базового среднего (после 11 кл.) Народное творчество. Народные обряды и праздники (преподаватель) Народное творчество. Хоровая музыка (преподаватель) Пение. Академическое пение (преподаватель) |
3. |
"Гомельское государственное художественное училище" |
На основе общего базового образования (после 9 кл.) Живопись станковая (преподаватель) На основе общего базового среднего (после 11 кл.) Живопись станковая (преподаватель) |
4. |
"Гомельское государственное училище олимпийского резерва" |
На основе общего базового среднего (после 11 кл.) Спортивно-педагогическая деятельность |
5. |
"Лоевский государственный педагогический колледж" |
На основе общего базового образования (после 9 кл.) Начальное образование. Воспитательная работа в группах продленного дня Начальное образование. Логопедия Начальное образование. Творческая деятельность Начальное образование. Физическое воспитание Начальное образование. Экологическое воспитание |
6. |
"Мозырский государственный музыкальный колледж" |
На основе общего базового образования (после 9 кл.) Дирижирование. Академический хор (преподаватель) Инструментальное исполнительство (специализация по инструментам) (преподаватель) На основе общего базового среднего (после 11 кл.) (преподаватель) Дирижирование. Академический хор Инструментальное исполнительство (специализация по инструментам) |
7. |
"Речицкий государственный педагогический колледж" |
На основе общего базового образования (после 9 кл.) Иностранные языки (английский) (преподаватель) Иностранные языки (немецкий) (преподаватель) На основе общего базового среднего (после 11 кл.) Белорусский язык и литература (преподаватель) Иностранные языки (английский) (преподаватель) Иностранные языки (немецкий) (преподаватель) |
8. |
"Рогачевский государственный педагогический колледж" |
На основе общего базового образования (после 9 кл.) Дошкольное образование Иностранный язык (английский, немецкий) Логопедия Творческая деятельность |