Технология медиаобразования.
Метод проектов.
Сегодня актуальным является вопрос: “Что нужно для того, чтобы провести яркое, интересное учебное занятие для учащихся?” Еще А. Дистервег говорил: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.
Педагоги многих поколений человечества решают задачу повышения эффективности образовательного процесса, его оптимизации, т.е. достижения педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации образовательного процесса в современных условиях является выбор эффективных образовательных технологий.
Понятие образовательной технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления как об обучении с помощью технических средств до представления об образовательной технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного образовательного процесса, т.е. образовательная технология предлагает наиболее рациональные пути обучения. Проектирование образовательной технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников образовательного процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.
В педагогической науке пока не сложилось однозначного определения понятия «образовательная технология». Вот некоторые из них:
«Образовательная технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
«Образовательная технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В.М.Монахов).
Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”.
В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.
Сегодня мне бы хотелось отдельно остановиться на таких образовательных технологиях, как метод проектов и технология медиаобразования.
Итак, метод проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
И, кстати говоря, в профильном обучении проектирование следует рассматривать как один из основных видов познавательной деятельности учащихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные.
Педагогами гимназии наработана определенная методика создания творческих проектов. Всегда нужно хорошо продумывать структуру осуществляемых проектов. Свою работу мы выстраиваем в определенную последовательность основных действий:
Определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач исследования; Выдвижение гипотез их решения;
Обсуждение методов исследования;
Обсуждение способов оформления конечных результатов;
Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
В нашей практике наработаны различные виды творческих, проектных работ.
Например, по географии - Мультимедийное справочное пособие "Земля! Как много в этом слове..."; по информатике - "Профессия XXI века. 3d-конструктор"; по биологии - "Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух автотранспортом на некоторых улицах города Ветки"; по истории – «Повесть о настоящем человеке», «Хатнi вясковы посуд»; по белорусскому языку - "За што мы сення ў адказе?"; по трудовому обучению - «Узор-оберег в белорусском орнаменте»; по физике - «Альтернативные источники энергии и их использование в народном хозяйстве Ветковского района», проекты «Ветковщина православная», «Пронеси нас, Господи, над бездною», «Проблемы утилизации мусора» и многие другие. В гимназии создан и постоянно пополняется банк творческих проектов учащихся.
Организация образовательного процесса должна опираться на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся под руководством учителя. Метод проектов, на мой взгляд, один из самых эффективных способов. Он способствует развитию у учащихся логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и навыков самоконтроля. Воспитывает трудолюбие, настойчивость, умение ставить перед собой цель; верить в собственные силы; постоянно работать над своим совершенствованием. Развивает познавательный интерес к предмету и приемы умственной деятельности.
С помощью метода проектов достигается интеграция с различными предметами учебного цикла, что даёт целостное восприятие мира при изучении учебных предметов и вызывает устойчивый интерес учащихся к углублению знаний.
Критериями оценки результатов работы учащихся является владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, выделение главного, обобщение. Овладение навыками исследовательской работы: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и конечный результат.
Необходимо отметить активность и увлечённость ИКТ технологиями учащихся, занятых в проектной деятельности. Учащиеся нашей гимназии являются победителями различных районных и областных конференций; победителями республиканских конкурсов; постоянными участниками интернет-олимпиад, интернет-игр и викторин.
Так, уже в этом учебном году у нас есть два диплома областного уровня. Виртуальная модель "Школа будущего" учащегося 10 класса Дмитрия Деренка принесла диплом III степени на областном конкурсе научно-технического творчества "Техноинтеллект", а Справочное пособие "Минерально-сырьевая база Ветковского района" учащейся 10 класса Барсуковой Марии принесло в копилку гимназии диплом IІ степени на областной научно-практической конференции "Поиск" и диплом III степени на Республиканской научно-практической конференции. Оба проекта сейчас участвуют в Республиканском интернет-проекте «IT-решения для образования будущего» в номинации IT-учащийся.
Приобретение такого опыта индивидуальной и коллективной учебной, познавательной и проектной деятельности, является одной из составляющих компонентов для формирования всесторонне развитой личности, способной найти и реализовать себя в современном мире.
Актуальность выбора метода проектов обусловлена еще и лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе, стремительным развитием информационно- коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся, помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации, формировать основы информационной культуры. И здесь, мы достаточно логично выходим как раз таки к технологии медиаобразования. Медиаобразование – изучение средств массовой коммуникации - прессы, телевидения, кинематографа, Интернета - так необходимое любому современному человеку освоение существующих информационных технологий, формирующее медиаграмотность.
Технология медиаобразования как необходимый компонент общекультурной подготовки учащихся к жизни в новых информационных условиях направлено на формирование культуры восприятия и анализа медиа информации, на овладение навыками работы с современными медиа, где, в свою очередь, через проектировочную деятельность реализуются знания, полученные в процессе образования.
С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, медиапедагогика имеет сегодня большие перспективы.
Медиаобразование это процесс, продолжающийся всю жизнь человека.
Формы медиаобразования — интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, спецкурсы, кружки, медиакиностудии, медиакиноклубы, видеофрагменты, виртуальный компьютерный эксперимент, обучающие программно-аппаратные средства, специализированные средства массовой информации, мобильные и стационарные средства информатизации, презентации, компьютерные модели и анимации.
Обладая широким спектром возможностей для развития личности учащихся, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, средства медиа способствуют становлению творческого, а нередко и критического мышления, навыков художественного восприятия и анализа; позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения традиционных учебных предметов. Различные средства медиа уже сегодня становятся важнейшим фактором формирования мировоззрения учащихся. Облегчает положение дел та популярность, которой пользуются современные информационные средства у молодежи. При этом медиакультура, к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета, органично вобравшие в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладают весьма широким спектром действия.
Суть деятельности медиапедагогов можно определить одним ведущим понятием: диалог. Разрушается старая схема, когда учитель является в первую очередь источником информации познаний, а учащийся воспринимающим устройством.
Первым педагогическим условием развития медиакомпетентности учащихся выступает медиапространство. В образовательном процессе учащиеся пользуются основными медиа: читают книги, СМИ, пользуются персональным компьютером, специализированным программным обеспечением и др. Вторым важным условием развития медикомпетентности является непосредственное участие учащихся в выполнении и создании медиапроектов. Учащиеся обучаются работе с информацией, а педагоги в свою очередь стремятся сформировать умение интерпретировать данную информацию, выделять главное среди информационного потока, видоизменять информацию, с учетом особенностей целевой аудитории, на которую она ориентирована; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; находить необходимую информацию в разных источниках и систематизировать ее по требуемым признакам. Результатом такой работы может служить умение учащихся создавать собственную информацию в форме медиапроекта. Медиапроект подготавливается с использованием приобретенных в процессе обучения навыков и знаний с применением медиатехнологий. Ведь тот, кто умеет использовать технологии создания информации, сможет легко ориентироваться в информационных потоках, понимая скрытый смысл той или иной информации, тем самым не позволяя манипулировать своим сознанием.
Применение достижений новейших медиатехнологий открывает перед учителями и учащимися новые возможности, значительно расширяет содержание обучения, методы и организационные формы образовательного процесса, обеспечивает высокий научный и методический уровень преподавания. Медиаобразовательные технологии наилучшим образом соответствуют принципам личностного подхода. Разнообразные комбинации отдельных видов медиа технологий можно отнести к так называемым «миксмедиаобразовательным технологиям». На одном занятии можно использовать печатные и телевизионные технологии, на другом - цифровые и электрические (напр. звукозаписи ) и т.д. Такое чередование по применению медиатехнологий будет иметь эффективное влияние на образовательный процесс. Применение медиаобразовательных технологий в обучении учащихся является не только целесообразным, но и необходимым. Они выполняют следующие основные функции:
информатизация образовательного процесса (доступ к различным источникам информации);
активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
повышение мотивации учащихся к обучению;
интерактивность обучения;
мониторинг образовательного процесса;
повышение эффективности усвоения учебного материала;
побуждение к творческой деятельности (подготовка презентаций с использованием компьютерных программ, участие в видеоконференциях, работа с зарубежными партнерами и т.д.).
Подытоживая выше сказанное, делаем вывод, что медиаобразование является современной педагогической технологией, поскольку предоставляет учителю возможность разнообразить задачи и формы представления информации в образовательном процессе, использовать компьютерные программы, которые включают широкий набор упражнений: учебные (для презентации материала), тренировочные (для отработки навыков и умений), текстовые (для проверки знаний). Они дают возможность моделировать ситуации, максимально приближенные к условиям профессиональной деятельности; активизировать учебную деятельность учащихся, усиливать их самостоятельную работу, возможность выбирать информацию, работать в темпе, в соответствии с уровнем знаний учащихся, развивать критическое мышление каждой личности.
Уважаемые коллеги, помните, что задача учителя не в том, чтобы дать учащимся максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими в жизни.