Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Родительский Университет

Дата: 19 ноября 2021 в 13:38, Обновлено 16 сентября в 23:32

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА „РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ“»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Государственного учреждения образования «Гимназия г.Ветки»

на 2024/2025 учебный год

I ступень – «Мой ребенок - младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень – «Мой ребенок - подросток» для родителей учащихся V-IX классов,

III ступень – «Мой ребенок - старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования

         Цель Родительского университета –  повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

         Основные задачи Родительского университета:

формирование ценностно-смысловых основ родительства;

актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

         Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

         Формы проведения занятий:

         традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические

тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

         дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

         Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

повышение интереса родителей к самообразованию;

удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

повышение уровня педагогической культуры родителей;

активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

         Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

План родительского университета

I ступень - «Мой ребенок - младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения, категория

Форма проведения

Ответственные

исполнители

1

Тема: Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально­психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Октябрь

1 классы

лекция/ размещение информации на сайте/консультации

Педагог-психолог,

классные руководители

2

Тема: Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня - важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Октябрь

2 классы

беседа/ семинар- практику/ вебинар

Классные руководители

3

Тема: Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимание, памяти. Личностные особенбности

младших школьников

Октябрь

4 классы

лекция/ вебинар

Классные руководители

4

Тема: Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Октябрь

3 классы

лекция/семинар-практикум /мастер-класс

Классные руководители

5

Тема: Здоровая семья - здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

Декабрь

1-4

классы

беседа/дискуссия/

практикум

Классные руководители

6

Тема: Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Март

1-2

классы

лекция/ семинар- практикум/ психологический тренинг

Классные руководители

7

Тема: Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Март

3-4

классы

круглый стол/ семейный праздник/

Классные руководители

8

Тема: Эффективное общение в семье - залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния.

Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

Май

1-4

классы

семинар-практикум/

психологический

тренинг

Классные руководители

9

Тема Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Май

4 классы

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Классные руководители

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Тема консультаций для родителей

Ответственные

1

класс

Психологические особенности младших школьников. Развитие памяти и внимания младших школьников.

Мотивы учения младших школьников.

Отношения в семье как основа взаимопонимания. Поощрение и наказание детей в семье.

Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классные руководители

2

класс

Воспитание вежливости.

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

Роль отца в воспитании ребенка.

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка.

Семейные традиции ценности в воспитании детей.

Учение с увлечением.

педагог-психолог, классные руководители

3

класс

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классные руководители

4

класс

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

Интеллектуальное развитие ребенка.

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

педагог-психолог, классные руководители, инспектор ИДН

 

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень - «Мой ребенок - подросток» для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения, категория

Форма проведения

Ответственные

исполнители

1

Тема. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Октябрь

5 классы

размещение информации на сайте/консультации/ вебинар

Педагог-психолог,

классные руководители

2

Тема. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Октябрь

8-9 классы

конференция/ консультации/ семинар- практикум/размещение информации на сайте

Классные руководители

3

Тема. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Октябрь

6-7 классы

беседа/ семинар- практикум/ вебинар

Классные руководители

4

Тема Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения.

Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Декабрь 6-7 классы

семинар-практикум/

вебинар/

психологический

тренинг

Классные руководители

5

Тема Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков.

Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

Декабрь

8-9 классы

беседа/семинар- практикум/ вебинар

Педагог-психолог, классные руководители

6

Тема: Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

Декабрь

5 класс

лекция/беседа/вебинар

Классные руководители

7

Тема. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет- рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.

Март

5-9 классы

круглый

стол/дискуссия/форум/се

минар-

практикум/м астер-класс

Классные руководители

8

Тема. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Май

9 классы

конференция/ форум/ семинар-

практикум/вебинар

Педагог-психолог,

классные руководители

9

Тема. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Май

5-8 классы

конференция/ вебинар/ размещение информации/ консульта ции

Классные руководители

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Тема консультаций для родителей

Ответственные

5

класс

Мой ребенок становится подростком.

Психологические особенности младших подростков.

Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков.

Отношения в семье.

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины.

Ответственность родителей за воспитание детей.

Классные руководители 5-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

6

класс

Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты.

Трудности переходного возраста.

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

Классные руководители 6-х классов, педагог-психолог,  медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

7

класс

Ваш любимый неидеальный ребенок.

Подростковый возраст: проблемы полового созревания.

Трудности общения.

Конфликты между подростками, основные причины конфликтов.

Любовь и дружба в подростковом возрасте.

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение.

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в

семье.

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

Классные руководители 7-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

8

класс

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете.

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания.

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

Классные руководители 8-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

9

класс

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности

подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних

каникул

Ответственное родительство - залог благополучия семьи

Классные руководители 9-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

 

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень - «Мой ребенок - старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения, категория

Форма проведения

Ответственные

исполнители

1

Тема. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 10 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации.

Октябрь

10 классы

размещение информации на сайте/консультации/

вебинар

Педагог-психолог,

классные руководители

2

Тема. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия - проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Октябрь

11 классы

лекция/беседа/семинар-практикум/

вебинар

Классные руководители

3

Тема. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет- зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Декабрь

10-11 классы

конференция/

беседа/

размещение

информации/

памятки

Педагог-психолог,

классные руководители

4

Тема. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Март

10 класс

круглый

стол/дискуссия/  форум /вебинар

Классные руководители

5

Тема. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

Март

11 классы

семинар- практикум/ форум/ вебинар/ консультирование /памятки

Классные руководители

6

Тема. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Май

10-11 классы

семинар-практикум/

мастер-класс/

консультирование/ психологический

тренинг

Педагог-психолог,

классные руководители

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Тема консультаций для родителей

Ответственные

10

класс

Психофизиологические особенности десятиклассников. Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.

Личное ли это дело - личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников.

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника. Режим учебного и физического труда, личная гигиена.

Классные руководители классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам

несовершеннолетних

11

класс

Трудности личностного роста и их влияние на обучение. Научная организация учебного труда старшеклассников.

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников.

Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни. Самореализация личности

Классные руководители классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам

несовершеннолетних

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.