ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Государственного учреждения образования «Гимназия г.Ветки»
на 2024/2025 учебный год
I ступень – «Мой ребенок - младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок - подросток» для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок - старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
формирование ценностно-смысловых основ родительства;
актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Формы проведения занятий:
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические
тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
повышение интереса родителей к самообразованию;
удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
повышение уровня педагогической культуры родителей;
активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
План родительского университета
I ступень - «Мой ребенок - младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения, категория |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
Тема: Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социальнопсихологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
Октябрь 1 классы |
лекция/ размещение информации на сайте/консультации |
Педагог-психолог, классные руководители |
2 |
Тема: Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня - важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
Октябрь 2 классы |
беседа/ семинар- практику/ вебинар |
Классные руководители |
3 |
Тема: Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимание, памяти. Личностные особенбности младших школьников |
Октябрь 4 классы |
лекция/ вебинар |
Классные руководители |
4 |
Тема: Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
Октябрь 3 классы |
лекция/семинар-практикум /мастер-класс |
Классные руководители |
5 |
Тема: Здоровая семья - здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. |
Декабрь 1-4 классы |
беседа/дискуссия/ практикум |
Классные руководители |
6 |
Тема: Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
Март 1-2 классы |
лекция/ семинар- практикум/ психологический тренинг |
Классные руководители |
7 |
Тема: Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Март 3-4 классы |
круглый стол/ семейный праздник/ |
Классные руководители |
8 |
Тема: Эффективное общение в семье - залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
Май 1-4 классы |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Классные руководители |
9 |
Тема Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Май 4 классы |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
Классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Тема консультаций для родителей |
Ответственные |
1 класс |
Психологические особенности младших школьников. Развитие памяти и внимания младших школьников. Мотивы учения младших школьников. Отношения в семье как основа взаимопонимания. Поощрение и наказание детей в семье. Леворукий ребенок в школе |
педагог-психолог, классные руководители |
2 класс |
Воспитание вежливости. Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях. Роль отца в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка. Семейные традиции ценности в воспитании детей. Учение с увлечением. |
педагог-психолог, классные руководители |
3 класс |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение. Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей. Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
педагог-психолог, классные руководители |
4 класс |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. Интеллектуальное развитие ребенка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей. Организация свободного времени детей в период летних каникул. |
педагог-психолог, классные руководители, инспектор ИДН |
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень - «Мой ребенок - подросток» для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения, категория |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
Тема. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Октябрь 5 классы |
размещение информации на сайте/консультации/ вебинар |
Педагог-психолог, классные руководители |
2 |
Тема. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
Октябрь 8-9 классы |
конференция/ консультации/ семинар- практикум/размещение информации на сайте |
Классные руководители |
3 |
Тема. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
Октябрь 6-7 классы |
беседа/ семинар- практикум/ вебинар |
Классные руководители |
4 |
Тема Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Декабрь 6-7 классы |
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг |
Классные руководители |
5 |
Тема Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Декабрь 8-9 классы |
беседа/семинар- практикум/ вебинар |
Педагог-психолог, классные руководители |
6 |
Тема: Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. |
Декабрь 5 класс |
лекция/беседа/вебинар |
Классные руководители |
7 |
Тема. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет- рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях. |
Март 5-9 классы |
круглый стол/дискуссия/форум/се минар- практикум/м астер-класс |
Классные руководители |
8 |
Тема. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
Май 9 классы |
конференция/ форум/ семинар- практикум/вебинар |
Педагог-психолог, классные руководители |
9 |
Тема. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Май 5-8 классы |
конференция/ вебинар/ размещение информации/ консульта ции |
Классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Тема консультаций для родителей |
Ответственные |
5 класс |
Мой ребенок становится подростком. Психологические особенности младших подростков. Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков. Отношения в семье. Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины. Ответственность родителей за воспитание детей. |
Классные руководители 5-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 класс |
Роль отца и матери в воспитании ребенка. Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты. Трудности переходного возраста. Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
Классные руководители 6-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 класс |
Ваш любимый неидеальный ребенок. Подростковый возраст: проблемы полового созревания. Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте. Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
Классные руководители 7-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
8 класс |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете. Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания. Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
Классные руководители 8-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
9 класс |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство - залог благополучия семьи |
Классные руководители 9-х классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень - «Мой ребенок - старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения, категория |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
Тема. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 10 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации. |
Октябрь 10 классы |
размещение информации на сайте/консультации/ вебинар |
Педагог-психолог, классные руководители |
2 |
Тема. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия - проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. |
Октябрь 11 классы |
лекция/беседа/семинар-практикум/ вебинар |
Классные руководители |
3 |
Тема. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет- зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Декабрь 10-11 классы |
конференция/ беседа/ размещение информации/ памятки |
Педагог-психолог, классные руководители |
4 |
Тема. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. |
Март 10 класс |
круглый стол/дискуссия/ форум /вебинар |
Классные руководители |
5 |
Тема. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
Март 11 классы |
семинар- практикум/ форум/ вебинар/ консультирование /памятки |
Классные руководители |
6 |
Тема. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Май 10-11 классы |
семинар-практикум/ мастер-класс/ консультирование/ психологический тренинг |
Педагог-психолог, классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс |
Тема консультаций для родителей |
Ответственные |
10 класс |
Психофизиологические особенности десятиклассников. Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания. Личное ли это дело - личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников. Особенности здоровья и физического развития старшеклассника. Режим учебного и физического труда, личная гигиена. |
Классные руководители классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
11 класс |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение. Научная организация учебного труда старшеклассников. Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников. Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни. Самореализация личности |
Классные руководители классов, педагог-психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |