РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ
И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Работая с учащимся, демонстрируйте ему образцы активной, творческой деятельности. Создавайте на учебных занятиях атмосферу сотрудничества между учителем и учеником. Используйте принцип обогащения – расширяйте изучаемую область знаний за счет дополнительного материала.
Используйте проблемные методы обучения, не давайте учащемуся готовый ответ, учите его выдвигать гипотезы и проверять их, стимулируйте поиск новых вариантов решений. Собственная исследовательская практика учащегося должна доминировать над репродуктивным усвоением знаний.
К новым идеям, по мере их значимости и необходимости, целесообразно привлекать внимание других детей. Оригинальные замыслы всегда требуют подкрепления. Благоприятная атмосфера, поощрение активного продуцирования новых идей благоприятно сказываются на результате.
Прекрасным способом развития творческого потенциала является участие ребёнка в различных объединениях по интересным ему предметам.
Нужно поощрять детей в попытке браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию к учению и настойчивость.
На уроке не должно быть скуки. Больше активности, эмоциональности, дополнительной умственной нагрузки! Можно активизировать одарённых и высокомотивированных детей на наиболее сложных этапах учебного занятия. Использовать в меру, с учётом их желания, иногда для помощи отстающим.
Чтобы творческая энергия одарённых и высокомотивированных детей не затухала в процессе учения, чаще давайте им индивидуальные творческие задания, в которых может раскрыться их потенциал.
Открытые и честные взаимоотношения между педагогом и учащимся — лучший путь для согласия и сотрудничества.
Жёсткие реакции, ощущение внешнего давления — всё это не даёт полностью раскрыть в творческом процессе возможности ребенка.
Ранимость и повышенная психочувствительность одарённых детей требует справедливости, сдержанности, разумности, дальновидности педагога.
С другой стороны, имейте в виду, что одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к тем ученикам, которые стоят ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими нетерпение или презрение, быть высокомерными, эгоистичными.
Полезно проводить с учащимися дискуссии, где они должны стараться быть доброжелательными, уравновешенными, тактичными, уважать и слушать своих оппонентов.
Развивайте способности учащихся параллельно с формированием его личностных качеств. Учите его ценить других людей, проявлять эмпатию и толерантность.
Помните о том, что во многом именно от вас – педагогов — зависит, как будут развиваться способности одаренного и высокомотивированного ребёнка. Помните, что чаще воздействует не метод, а личность учителя.